my name
contact me
my name
11 августа

Ну все - все вещи собраны, рейс в 4.05 ночи, выдвигаемся в сторону аэропорта Толмачево в 1.15. Провожает нас Олег с семьей. Жалко, конечно, что они не летят, утешаем себя, что это путешествие не последнее (мы даже вместе уже строим планы на следующую поездку). В Толмачево при проверке у нас первая "потеря" - изымают мой карманный ножичек Victorinox, который я положил не в багаж, а в сумку ручной клади. Когда я летал в последний раз (около полугода назад), по-моему, таких драконовских мер не применяли. Ну да ладно, мы все понимаем. К сожалению, Олег уже уехал, оформляем протокол изъятия.

Летим до Питера без приключений. Никто из нас ни разу не летал Пулковскими авиалиниями, интересно было сравнить с Сибирью, Аэрофлотом, Трансаэро. На наш взгляд, Пулково проиграло вчистую. Женщины-стюардессы ходят в натуральных ДОМАШНИХ ХАЛАТАХ в бордово-синий цветочек. Вернее, наверное, когда на ЭТО сверху надеть пиджак, получается неплохой костюм, но ни на одной из них сверху ничего не было! Это было ужасно. Когда подавали попить - никаких вин, пива. Пресса - только платная. Самое страшное произошло, когда принесли завтрак. Нам не дали ни одной (!) салфетки! Только, когда мы настоятельно попросили, нам принесли одну (!) обычную салфетку на троих. Соседям, по-моему, не хватило вообще. Только великолепная работа пулковских экипажей на обратном пути (об этом позже) удерживает меня дать "Пулково" оценку "Самой худшей авиакомпании, которой я летал". Не все так плохо.

После 4 часов 10 минут лета мы в Питере. Разница уже чувствуется - чище, организованнее. Здесь нам предстоит проходить таможню. В прошлом году я улетал прямым рейсом из Новосибирска и наши таможенники раскурочили весь наш багаж. Вскрыли все коробки с рекламным материалом (несмотря на то, что мы специально приготовили образцы), смотрели сумки. Успокаивает то, что наши таким отношением славятся на всю Россию, значит здесь должно быть полегче. Поскольку у нас с собой 2 сотовых телефона ("радиоэлектронные высокочастотные устройства"), а также следуя совету: "Если не уверены - идите в красный коридор", заполняем декларации. Вообще, странно с этими телефонами - не было бы их у нас (а у кого их сейчас нет?), шли бы мы спокойно по зеленому коридору. Все владельцы мобильников идут по красному и декларируют аппараты? Эх, неопытность.

Наш рейс в 9.40, с нетерпением ждем около 3 часов. Начинается регистрация. Все не в пример Новосибирску быстрее и вежливее. Особенно поразил таможенник. Улыбаясь, честно признаемся, что не уверены, поэтому заполнили декларации. Один вопрос: "Вы - граждане России?" - "Да" - "Счастливого пути!" И это все? Вау! Ау, Новосибирск! Дальше пограничный контроль. Показываем Темке турникет с красной и зеленой лампочкой, объясняем, что это - граница России. Пересекаем! Duty Free, цены в долларах, зал ожидания. Сидим не меньше часа вместе с кучей немцев, которые поражают своей непосредственностью - цивильные люди могут сесть прямо на пол или, наоборот, положить ноги на сиденье. Пытаюсь объяснить себе и семье, что это не бескультурье, это ДРУГАЯ культура, люди просто привыкли к тотальной чистоте. Немного проголодались, покупаем 2 бутерброда с колбасой за 80 рублей - цены уже заграничные.

Опять летим. Опять те же тетушки в халатах, но уже и в пиджаках. Обслуживание не в пример лучше. Вина, пиво, соки, салфетки. Летим около 2 часов. Около 12.15 московского времени приземляемся в Ганновере и сразу из самолета, без трапов и автобусов попадаем в зал прибытия. Здесь очередь к двум пограничникам. Одна суровая тетенька, а второй веселый молодой немец, который постоянно улыбается, о чем-то шутит, и пропускает людей очень быстро. Понятно, что к нему очередь длиннее. Когда подходим мы, задает вопрос по-немецки, и, видя, что мы не понимаем, тут же переходит на русский. Кроме паспортов просит наши приглашения, я отвечаю, что у нас Карнет. "О, это одно и то же, спасибо", просит показать обратный билет. Вся процедура вряд ли занимает полминуты. Прощаемся, ищем таможню (отчетливо помню, что в прошлый раз нас проверяли немецкие таможенники), не находим ничего, кроме конвейера выдачи багажа. Получаем свой багаж - все! Мы свободны! Все напряжение, связанное с поездкой улетучивается - мы долетели, нас впустили. Наверняка, здесь все будет нормально и с машиной, нам дадут именно то, что нам нужно и вовремя.

Выходим из аэропорта, направляемся к остановке такси. Вежливый мужчина-менеджер осведомляется, нужна ли нам машина и рукой показывает на "лупоглазый" мерс. Я просто отдаю водителю письмо-подтверждение из первого отеля, и за 30 евро нас подвозят прямо к его дверям. Таксист помогает разгрузить вещи и дарит Артему на память ручку. Таксист дарит ручку! За что? Мы и поговорить-то толком не смогли, у него плохой английский. Шок! Но это были только цветочки. Заходим в отель. Опять отдаю письмо хозяину (может быть это был и немец, но было в нем что-то арабское). Тот начинает извиняться, что у него нет сейчас комнаты с extra bed (а я во всех отелях просил, мне нужна кровать для ребенка) и поэтому он за ту же цену предоставит 2 комнаты рядом - одну с double bed и одну с single bed. Это что-то - у Темыча собственная комната! Кроме того, поскольку сегодня воскресенье и посетителей в отеле больше нет, хозяин показывает мне, как проходить через запасную дверь (она рядом с основной), используя ключи от наших комнат. Так мы и жили весь этот день - никого больше в отеле мы не видели. Свет в коридорах зажигался автоматически, когда мы туда входили, номера очень милые, со всеми удобствами. Ну а поскольку для нас всех это был первый отель такого класса за границей (в прошлом году я жил на частной квартире), то и пребывали мы некоторое время в состоянии легкого шока.

Недолго передохнув и помывшись, мы отправляемся в город. Оказывается, что отель находится в 5 минутах ходьбы от остановки ганноверской Üstra - это такой трамвай-метро, ездит и под землей, и по поверхности. Доезжаем до центра города - остановка Kröpcke - и идем на променад. Это Hauptbahnhoff - вокзал, платформы, плюс куча магазинов, закусочных, развлечений. В общем, совершенно бесцельно слоняемся, смотрим, дышим "заграничным" воздухом. Решили купить пива - как же, мы ж в Германии! - покупаем по бутылочке, выходим на улицу, оглядываемся и... не замечаем ни одного (!) человека (хотя воскресенье и гуляют толпы людей), пьющего пиво на улице. Так... Понятно... Наверное, не принято... В дальнейшем нас часто поражало полное отсутствие пьющих (а тем более пьяных) людей на улицах. Поразило практически полное отсутствие пивной рекламы по телевидению (смотрели телевизор в 4 странах из 6). Садимся на улице около какой-то кафешки, спокойно допиваем, идем дальше.

Фонтан и скульптуры в Ганновере

Около променада организован фонтан - прямо из асфальта бьет ряд струй разной мощности, вода стекает сюда же. Сразу вспомнился полуторамиллионный Новосибирск, все его 2 фонтана и тяжесть летней жары в центре города. По всему Ганноверу расставлены скульптуры, прямо в людных местах фигурки людей в натуральный рост, то на лавочке сидит мужичок читает газетку, то женщина выгуливает собачку, то старушка стоит под зонтиком (причем дождик вытекает прямо из зонтика, на него же и падает). Странно, я их в прошлом году не видел, наверное, что-то новенькое. И опять пришел на ум наш одинокий шестиметровый Ленин.

От отсутствия каких-либо планов решаем доехать на Schulenburger Landstraße до офиса Hertz, где нам завтра предстоит забрать машину. Находим без проблем, ходим, осматриваем машины, с удовлетворением видим 2-3 новеньких Форд Фокуса. Один из них завтра будет нашим!

После этого отправляемся на остановку Laatzen/Stadtbad в водный мир. Интересно летом в воскресенье ходит Устра. Нам нужно было на остановку второй линии, а ходит только первая. Оказалось, что это первый и второй маршруты идут до определенной развилки в сцепке, потом на остановке автоматически расцепляются и идут каждый своей дорогой. Никаких стрелок, ломов, ручной разводки стрелок. Везде автоматика.

Кстати, меня уже совершенно не удивляет точность ганноверского метро, но о ней стоит упомянуть отдельно. На каждой станции висит полное расписание поездов на день с точностью до минуты. И главное - оно в точности выполняется. Это действительно удивительно, учитывая, что все поезда значительную часть пути идут по поверхности, пересекая обычные дороги. А значит, что на расписание поездов завязаны и обычные дорожные светофоры. Здесь же, на любой станции в автомате можно купить любой вид билетов (индивидуальный, групповой, месячный и т.д.) для любой из 3 зон метро. На подземных станциях висят электронные табло, на которых высвечивается вся информация, к примеру "Linie 2 Rethen 1 min... Linie 11 Garbsen 4 min". Т.е. поезд 2 линии в направлении Rethen придет сюда через 1 минуту, а 11-й на Garbsen - через 4. И никаких беганий по переходам между станциями. Правда центральная станция Крёпке имеет, по-моему, 3 уровня-этажа, соединяющихся эскалаторами и обычными лифтами. Но на каждую из платформ приходит поезда 3-4 линий. В вагонах электронные жидкокристаллические экраны, на одной половине которых интерактивно изображен весь маршрут, но другой - новости, события, реклама. Знаю по ЦеБИТу, что вечером мы видели на экранах Устры выставочные события сегодняшнего дня. Поразительная оперативность.

Итак, мы в водном центре. Поскольку, в прошлый раз мы ходили в сауну, поразившись общей раздевалке и свободе, там царившей, в этот раз решаем отделаться только "swim". Беру 3 билета и 3 полотенца напрокат (у нас с собой только плавки). Девушка, немного пристально посмотрев на меня, выдает "часики". Пройдя в раздевалку, я понял причину этого взгляда. Оплата производится фактически за кабинку, а они такие, что мы могли бы легко раздеться в одной втроем (что все немцы прекрасно и делают, беря семейный билет). Я уж не говорю про полотенца - у нас это называют простынями :) Ладно, запишем, в следующий раз будем умнее. Все, мы внутри, там - кайф. Горка, бассейны, противотоки, водопады, вышки... Порезвились мы там на славу, провели не меньше 2 часов. Кстати, о "часиках". Это водоустойчивый браслет с микрочипом. Одеваешь его на руку и ни о чем не заботишься. Нужно открыть кабинку - подносишь "часики" к датчику на ней. (Кстати, на входе в раздевалку стоят специальные автоматы, подносишь "часики", они выдают номер твоей кабинки). Поел в баре - официант попросит поднести "часики" к датчику. Так же можно оплатить солярий, проход в сауны (если не оплатил заранее) и т.д. Расчет за все при выходе.

Ну и напоследок - мы не спали ночь, разница во времени 5 часов, завтра переезд в 360 км, короче, решили лечь спать пораньше - мы поужинали в ресторанчике. Доехали практически до отеля, пошли по улице, зашли во второй попавшийся. Оказался греческий ресторан. Ну какой классный! Специально напишу название - Restaurant Chalkida на Scheidestrasse 24a - рекомендую. Официантка (она же, я подозреваю, хозяйка) - полька. Какое отношение, какая атмосфера! Это был первый из трех лучших наших ресторанов за все путешествие. Мы голодные, давай заказывать горячее, салаты, наша полька советует, объясняет: "Дюже", оказывается здесь порции очень большие и включают в себя салаты. И, кроме того, можно бесплатно взять сколько угодно овощей в салат-баре. Когда она принесла порции, мы поняли, что она имела в виду, отговаривая нас от заказа салата. Порции - как три в Новосибирске. Мы к таким не привыкли. Короче, объелись, половину блюд не можем доесть, благодарим польку, объясняем, что очень вкусно, но "дюже", а полька предлагает: "Давайте я вам оставшееся мясо упакую". Соглашаемся, она ловко упаковывает все это в специальные контейнеры и подает аккуратный пакетик. На следующий день в машине это мясо было уплетено с великим свистом. На прощанье хозяйка одаривает Артема каким-то чупа-чупсом. Они тут все подарки дарят?