my name
contact me
my name
Подготовка

Все началось с ощущений. Моих. В марте прошлого (2001) года, будучи в Ганновере на выставке CeBIT-2001, мы с напарником в последний день выставки взяли напрокат машину и доехали на ней за одну ночь до Парижа (960 км). Подробнее о том приключении можно почитать здесь. Получили мы тогда массу впечатлений - от самых положительных до самых отрицательных. Время обтесало все плохое и осталось только ощущение сказки, ощущение мечты. Европа, машина, дорога, чужая история, другая культура и море впечатлений. Вот, наверное, из этих впечатлений у нас в июле 2001 и родилась новая идея - съездить в Европу уже специально, чтобы проехать по ней на машине, объехать самые известные города, увидеть максимальное количество мест.

Но для начала немного о себе. Мы - это две семьи. Меня зовут Михаил, мою жену Лена и нашего сына - Артем (10 лет) и семья Олега - брата моей жены - Ольга и Олежка (13 лет). Мы все живем в Новосибирске, это, кстати, во многом определило маршрут, сроки и способ поездки. Для начала мы сразу определились, что едем не меньше, чем на 2 недели. Совсем неразумно платить большие деньги за билеты на самолет (один билет из Новосибирска только до Москвы стоит 200-300 долларов), чтобы пробыть за границей неделю. Кроме того, способ "самолет-автомобиль-самолет" нам показался тоже более рациональным, нежели чем гнать собственную машину (а в нашем случае даже две), ведь это более чем 3500 км только до российской границы. Лететь мы решили до Ганновера (Германия) по нескольким причинам. Первая и основная - в Новосибирске есть немецкое консульство, а значит не нужно нести дополнительных затрат на получение визы. Кроме того, я бывал в Ганновере, я брал там машину напрокат и здесь в Новосибирске есть люди, которые могут нам помочь с оформлением всех документов. Поскольку ни у кого из нас шестерых не было большого опыта поездок за границу, эта помощь была нам явно необходима.

Наш самый первый маршрут выглядел следующим образом Ганновер - Амстердам - Брюссель - Лондон - Париж - Женева - Милан - Венеция - Инсбрук - Нюрнберг - Ганновер. Красиво, конечно. 8 стран, 4 столицы. Мы планировали взять семиместную машину (это мог бы быть Ford Galaxy, Renault Espace, Volkswagen Sharan или что-то в этом роде), останавливаться в отелях, и, в крайнем случае, ночевать в машине. Я начал прорабатывать маршрут и саму возможность такой поездки. Сразу оговорюсь, что нам не удалось проехать ни такой компанией, ни на такой машине, ни по первоначальному маршруту.

Сначала отпал Лондон, выяснилось, что в Новосибирске получить британскую визу практически невозможно, необходимо лететь в Москву (причем, возможно, всем участникам), поэтому мы решили ограничиться шенгенской зоной. После этого уполовинился состав участников - Олег с семьей не смогли в этом году выбраться в Западную Европу. Поскольку мы все-таки постановили на семейном совете, что в любом случае едем втроем, смысла брать большую машину больше не было, и это значительно уменьшило стоимость аренды автомобиля.

От прошлой поездки в Париж у меня остался Esso Pocket Atlas - классный атлас практически всей Западной Европы в дорожном варианте. По нему возможно проложить любой маршрут со всеми поворотами и посчитанным километражом и кроме того, он очень удобен в дороге. Уже непосредственно перед поездкой я читал про роутер от Microsoft, правда, сам не успел попробовать. Зато постоянно пользовался двумя ресурсами в Интернет (www.maporama.com и www.shellgeostar.com), перед поездкой заготовил на всякий случай распечатки своего маршрута с этих ресурсов (забегая вперед, скажу, что они не понадобились). Сев за атлас и прокладывая маршрут, я решил его весь записать - в результате у меня получилась неплохая книжечка, в которой были обозначены все трассы, повороты, направления, километры и даже номера страниц в атласе, на которых расположены искомые карты. Эта книжечка нам очень помогла в поездке, после очередного поворота штурман засекал по спидометру количество километров до следующего города/поворота/события (расстояния были посчитаны и обозначены заранее) и спокойно отдыхал и наслаждался ездой.

Одним из самых интересных, захватывающих и чрезвычайно полезных событий при подготовке путешествия стало наше почти случайное знакомство с Машей Пейко (Masha Peicaud). Она русская, но живет во Франции уже 12 лет, у нее сын Арсений (Арсюша, 16 лет) и 2 дочки (Ксюша и Анюша, 14 и 12 лет). Совершенно потрясающая женщина с удивительной историей, "ненашим" взглядом на жизнь и замечательной легкостью в общении. После общения с такими людьми физически ощущаешь, как в голове начинают по-другому ворочаться мысли. Совершенно четко возникает "ощущение йогурта".

Здесь позволю себе лирическое отступление про "йогурт" и Новосибирск. Во время одной из последних моих попыток изучения/повторения английского, мне довелось увидеть такую рекламу (не помню, скорее всего, туристического агентства), где девушка, видимо вернувшаяся из путешествия, произносит фразу (попробую адекватно перевести ее на русский): "Я узнала другие культуры, нежели в моем йогурте". Зная, что под йогуртом в английском понимается, в том числе и "окружение, среда", возникает та самая легкая ненавязчивая двойственность, свойственная классной рекламе. Так вот это "ощущение йогурта", копошения в собственных проблемах, невозможность приподнять голову и осмотреться и возникало у нас при общении с Машей. Кроме того, все-таки Новосибирск - не Европа, географическая изолированность, отдаленность от границ ставит свой отпечаток на людей, на отношения (помню, какими глазами Темка первые два дня смотрел на каждого негра, которого мы встречали - а ведь это уже 10-летний ребенок, которого достаточно трудно удивить).

Итак, постоянно держа в памяти, как тяжело нам дались 1000 км ночью до Парижа, я планировал маршрут исходя из дневной нормы в 300 км. Вызвано это было желанием не тратить все свое время на дорогу, а проводить его в городах. Однако, Маша совершенно четко определила границы ежедневного переезда - "700 км до Франкфурта я проезжаю, не напрягаясь, за 5 часов с остановками". Таким образом, мы решили оптимизировать маршрут, исключив ненужные остановки - "меньше ехать за минимально возможное время, больше времени на осмотр городов". Например, вместо первоначально планируемой полноценной остановки в Брюсселе, мы решили за день сделать маршрут Амстердам - Брюссель - Париж с остановкой в Брюсселе на 4-5 часов. Точно так же впоследствии мы экономили дни, проезжая за 2 дня то, на что ранее планировали 3. И уже перед самой поездкой отпала Женева. Швейцария тоже не входит в Шенген, и мы решили не рисковать и не нарываться на швейцарских пограничников, заменив по любезному приглашению Маши швейцарскую Женеву на французский Лион.

О визах. К сожалению, произошло то, чего я боялся. Август - не деловой сезон, в Ганновере не проводятся никакие выставки, поэтому летом нам не смогли помочь в Новосибирском бюро немецкого выставочного общества (это та организация, услугами которой я пользовался в первую свою поездку и на чью помощь рассчитывал). Кроме того, понятно, что летим мы семьей, с нами летит ребенок, а это заведомо означает неделовой характер поездки. В конце концов, мы получили приглашения Carnet de Touriste (Карнет), заплатив за них 225EUR на троих. Я так до конца и не понял, что это за приглашения, но в консульстве без проблем выдали визу (это стоило еще 780 р. на взрослого и 400 р. на ребенка - консульский сбор) и впоследствии мы без проблем перешли границу (об этом позже). Кроме того, нам выдали членские карточки Всероссийского общества автомобилистов, но так и не смогли внятно объяснить, какие преимущества это дает. Одни сказали, что на границе нужно говорить о неделовом характере поездки, другие, что мы должны говорить, что собираемся купить в Германии машину. Слава Богу, что все позади и в следующий раз я надеюсь просто получить обычное приглашение. Вместе с Карнетом мы получили и страховку.

С билетами на самолет тоже получилась красивая ситуация. Если лететь нашей родной "Сибирью", тогда прямой рейс до Ганновера будет стоить $470. На Пулковских авиалиниях маршрут Новосибирск - Санкт-Петербург - Ганновер - Санкт-Петербург - Новосибирск обошелся нам в $290. Правда, там скидка на ребенка 33% и билет с жесткой датой и "несдаваемый", но нас это вполне устраивало.

Решив проблемы с визами и билетами, я занялся резервированием. Для начала бронирую машину. Решили брать машину в фирме Hertz, поскольку у меня был опыт, все более-менее понятно, они дают unlimited по расстоянию, на сайте (www.hertz.com) все ясно расписано и можно посчитать заказ. После долгих выборов и оценки сроков получается, что мы берем машину Compact 4DR Manual Air (Ford Focus 1.6 or Similar) на срок с 12.08 по 24.08 (1 неделя и 6 дней) за 422EUR. Сразу оговорюсь, что я во время поездки не один раз поднял руки к небу и поблагодарил судьбу, что не пожалел лишних 50-60EUR за кондиционер. Температура зачастую поднималась до +38С и даже на скорости 160 км/ч не опускалась ниже +32С. Представляю, что было бы с нами, не имей мы кондиционера в машине! Я забронировал машину дней за 20 до поездки. Тут же мне пришло от Hertz электронное письмо-подтверждение заказа. Кроме того, в день заказа мы с Машей созвонились с Германией (именно с той станцией, где я собирался забрать машину) и они подтвердили, что мой заказ уже у них. Маша по телефону попросила обеспечить дизель. Менеджер не смог гарантировать, но дал обещание очень постараться. Письмо от Hertz я взял с собой, как доказательство цены, предложенной компанией. Кстати, уже дней за 5 до отъезда на сайте Альфа-банка увидел информацию, что могу, бронируя машину с помощью карточек, выпущенных Альфа-банком получить в Херце значительные скидки. Решил воспользоваться, однако менеджер московского Херца написала, что, даже учитывая их скидку в 30%, цена получается дороже (437EUR). Видимо, забронировав машину заранее, я все-таки сэкономил определенные деньги, тем более, я заметил, что один и тот же заказ на сайте с течением времени дорожает. В то время, когда я пишу эти строки, я еще не знаю, в какую сумму реально мне обошлась машина (мы ее сдавали в нерабочее время, в субботу в 18.00, просто опустив ключи в почтовый ящик, а деньги списали только в понедельник, когда мы уже были в Новосибирске) однако в ту же субботу с утра менеджер уверила меня, что я заплачу именно 422EUR.

Будучи в Париже решили мы заехать в Диснейленд. Здесь вообще все просто и четко. Правда, попав на их сайт (http://disneylandparis.com) впервые я немного запутался от обилия информации. Заказал брошюру и был крайне удивлен, когда получил красивый конверт с бесплатным журналом. После этого все стало понятно. Я заказал двухдневное посещение с одной ночью в отеле Hôtel de Mouline du Paris на двоих взрослых и одного ребенка. Заказ включает в себя ночь в отеле, входные билеты в оба парка (Disneyland Park и Walt Disney Studios Park) на 2 дня, бесплатную парковку. Все аттракционы в парках бесплатные. Заказ обошелся в 332EUR и, кстати, Диснейленд был единственным заведением из всех, где я что-то резервировал, используя карточку, кто снял деньги сразу же, до предоставления услуг. Зато они прислали по традиционной почте Confirmation Letter, а я был абсолютно уверен, что мне 2 дня не нужно будет думать ни о чем, кроме отдыха.

После машины и Диснейленда я занялся резервированием отелей. Бронировал в основном через систему bookings.org. Кроме того, выяснял есть ли в городах отели систем Формула1 (hotelformule1.com) или Этап (etaphotel.com). Это все так называемые "бюджетные" отели группы Accor (accorhotels.com), крупной, между прочим, корпорации, не раз пришлось с ней столкнуться в поездке. Почитав рассказы "бывалых" и рассчитав маршрут, я решил резервировать через Интернет отели только в тех городах, куда мы прибывали вечером (чтобы не тратить время на поиски). Таким образом, к моменту выезда я забронировал отели в Ганновере (после бессонной ночи в самолетах будет не до поисков), в Амстердаме, в Париже и в Падуе (город в Италии, в 30 км от Венеции, в Венецию машины не пускают). Из всех отелей я получил письма-подтверждения, впоследствии, стоило нам в отеле показать это письмо - и нам просто выдавали ключи. Пользуясь опять-таки Интернетом, я распечатал все адреса и способы проезда к отелям. Вспоминая, как мы 2,5 часа плутали по Парижу, настоятельно рекомендую это сделать заранее. Кстати, вопрос с местоположением отеля далеко не последний при принятии решения о бронировании - зачастую отели располагаются в пригородах (особенно Этап и Формула), а это означает, что нужно либо быть на машине, либо тратить деньги на общественный транспорт.

Ну и напоследок я, почитав рассказы путешественников, захватил с собой 2 бутылки водки с красивыми этикетками - будем на машине, мало ли что может приключиться в дороге. О курьезной судьбе этих бутылок расскажу позже. На этом собственно и закончились наши приготовления. Единственное, о чем еще может быть следует упомянуть - я завел пластиковые карточки двух платежных систем (Visa и Mastercard/Eurocard) и распределил всю свою наличность на примерно 3 равные части (нал, Виза и Мастеркард). Кроме того, мы собрали в дорогу мини-аптечку, самое необходимое в дороге - темпалгин, активированный уголь, имодиум, Тера Флю, Но-шпа, лейкопластырь. Остальное, надеялись, будет в автомобильной аптечке.